Город становится миром, когда начинаешь любить одного из живущих в нем…

Первые поселения евреев в Мариуполе относят к 1820 году.

После Крымской войны, когда началось бурное экономическое оживление края, значительно увеличился приток русских, греков, евреев, украинцев и представителей других национальностей, желавших поселиться в Мариуполе.

Поселенцы-евреи приезжали сюда из северо-западных и юго-западных губерний России, по профессии они были преимущественно ремесленники.

Устроившись здесь, они списывались со своими земляками и приглашали их в Мариуполь - вот почему контингент населения мариупольских евреев и составился в основном из иногородних ремесленников.

С 1859 года число их в Мариуполе начало значительно увеличиваться, так как, по разъяснению Министерства внутренних дел, последовавшему на прошение мариупольских греков по поводу неприкосновенности дарованных им привилегий, иногородние получили право водворяться на жительство в Мариуполе. Переселенцы-евреи опекались от греческого самоуправления и судом; взаимные отношения между ними и греками были довольно дружественны, – это объясняется тем, что евреи-ремесленники не конкурировали с коренным населением в области промышленности и торговли.

По своей малочисленности евреи долгое время не могли построить синагогу, а потому молились в нанимаемых помещениях. И только в 1864 году по инициативе ремесленника Абрама Фреймана был построен молитвенный дом на том самом месте, на котором он ныне находится – на Харлампиевской улице. По мере роста еврейской общины в 1882 году на ул. Георгиевской  появилась вторая синагога, и размещалась она в доме торговца Антона Чабаненко. Со временем она стала главной Хоральной синагогой нашего города.
 
В середине 1890-х годов напротив Хоральной синагоги стараниями «Духовного правления» было построено двухэтажное здание, предназначенное для открытия в нем, на верхнем этаже, Талмуд-Торы (низшее учебное заведение для бедных еврейских детей) и на нижнем этаже – Миквы.

 


Талмуд-Тора была основана бывшими деятелями Мариупольской еврейской общины М. А. Огузом и раввином Дином. В школе преподавали иврит, русскую грамоту и первоначальную арифметику.

На рубеже ХХ столетия еврейское общество уже прочно обосновалось в Мариуполе. Деятельность его членов касалась различных сторон городской жизни - это и торговля, и промышленность, и служба в госучреждениях местного самоуправления.

Роковые 30-е годы затронули и еврейское население Мариуполя.

Вместе с русскими, украинцами, греками многие евреи были расстреляны и репрессированы. В 1933-1934гг., когда громили городские церкви и храмы, некоторые молитвенные дома уцелели, их не разрушили, а просто закрыли или отдали другим учреждениям города. Много молитвенных домов было уничтожено.

Большая трагедия произошла в октябре 1941 года, когда более 16 тысяч мариупольских евреев были расстреляны фашистами во рву, близ села Агробаза.

«Бабий Яр в Приазовье», – так называют историки это страшное место. Сейчас здесь воздвигнут мемориал. В свое время вопросом увековечивания памяти казненных занимался Рувим Давидович Чарфас, который был одним из первых вдохновителей возрождения еврейской диаспоры в Мариуполе. Его дело продолжил Моисей Наумович Грамм,  приложивший немало сил и стараний для создания и развития Мариупольского еврейского культурно-просветительного общества (МЕКПО).

Ожидания и надежды (из воспоминаний)

В настоящее время МЕКПО возглавляет Игорь Абрамович Ковалевский, он вспоминает первые годы становления общества: «В начале ноября 1990 г. в газете «Приазовский рабочий» было опубликовано объявление, что 5 ноября в 11 часов утра во Дворце культуры комбината «Азовсталь» состоится организационное собрание по поводу создания еврейского культурно-просветительного общества. Приглашались все желающие. На собрание пришли многие - зал был заполнен до отказа. Сидели даже на подоконниках, все свободные стулья из коридоров и других комнат перенесли в малый зал. Собрание проходило очень активно, бурно, у всех было приподнятое настроение. Все ожидали: должно произойти что-то очень важное в жизни городской еврейской диаспоры. Это было начало нашего духовного и культурного возрождения.

В совет Мариупольского еврейского культурно-просветительного общества были избраны инициативные, ответственные, преданные делу возрождения еврейства люди – Моисей Грамм (избран председателем МЕКПО), А. Рубинов, В. Семейкина, Л. Каневская, А. Френкель, И. Островская, Б. Сальман и другие представители еврейской диаспоры.

 


 Большую помощь в становлении еврейского общества оказывала администрация Дворца культуры «Азовсталь» и лично Аркадий Дмитриевич Проценко. Мы могли устраивать концертные выступления по праздникам не только в малом зале, но и на сцене большого зала, причем нас всегда приветствовали детские художественные ансамбли народных танцев и хорового пения Дворца.

Все тогда мы ощущали единение, общий настрой на благое, нужное дело.
 
Мариупольское еврейское культурно-просветительное общество выполнило свою задачу. Сегодня в Мариуполе работают общественные, религиозные, благотворительные организации, и каждый представитель еврейской национальности делает выбор в соответствии со своими интересами».

Эмилия Гурман, член совета МЕКПО: «Стало уже традицией отмечать в Мариуполе День города большими праздничными концертами, карнавальными шествиями, незабываемыми фейерверками. А на главной улице национальные общины  представляют свою культуру и традиции.

 


В этот день можно услышать русские частушки, украинские песни, еврейский юмор, увидеть зажигательные греческие танцы и отведать блюда национальной кухни. Еврейская община тоже принимает самое активное участие в этом праздновании. И мариупольцам, и гостям города всегда есть на что посмотреть!

Здесь  можно познакомиться с книгами историка-краеведа Льва Яруцкого, стихами поэтов Анатолия Чудновского и Игоря Мухина. Всегда вызывают живой интерес у людей книги Семена Гольдберга «Евреи Мариуполя и Приазовья» и «Сто автографов».
 
А какой же праздник без еврейской кухни? Люди не останутся равнодушными от гефелте фиш, цимеса, форшмака и других блюд. После дегустации все желающие могут получить рецепты приготовления фирменных еврейских блюд».

 


Религиозная община

В 1992 году из МЕКПО выделилась религиозная община. Ее председателем был избран Моисей Керцер, прекрасно владеющий ивритом, принимавший самое активное участие в организации и становлении еврейской общины. Его заместителем и одновременно казначеем религиозной общины был также единогласно избран Давид Данцкер. Теперь на повестке дня остро встал вопрос собственного помещения, отсутствие которого крайне затрудняло нормальное проведение религиозных мероприятий и развития еврейской духовности. На субботний миньян члены религиозной общины вынуждены были собираться на разных квартирах.

Принадлежащие ранее еврейской общине здания синагог, школ и других помещений были либо разрушены, либо заняты и использовались в советское время не по назначению. Так, здание бывшей синагоги на Харлампиевской улице занимал детский сад швейной фабрики; в здании бывшей еврейской школы для девочек располагалась вечерняя школа рабочей молодежи.

Сегодня благодаря стараниям главного Мариупольского раввина Менахема Мендела Коэна уже на протяжении нескольких лет действует синагога, которая расположена во дворе бывшей вечерней школы (сейчас - частная школа «Привилегия»), на улице Харлампиевской, а также работает детский сад для еврейских детей на 23-ем микрорайоне.

Заместитель раввина – директор и координатор молодежной образовательной программы «STARS» Аарон Кагановский - говорит, что в настоящее время ведется серьезная работа среди еврейской молодежи в плане формирования основ еврейского мировоззрения. Изучается история и обычаи народа, большое внимание уделяется воспитанию духовности. В синагоге молодые люди изучают Тору, совершают молитвы, здесь же организована и вечерняя школа.

 


Кроме того, образовательная программа «STARS» предусматривает турпоездки по Украине и Европе, где еврейская молодежь знакомится с достопримечательностями и святыми местами иудейства, также организованы различные загородные мероприятия для развития культурного и духовного потенциала.

Следует сказать, что все эти программы осуществляются бесплатно: содержание и обучение детей в детсаду, молодежи - в вузах Украины и за рубежом. 

 

 
«Связь поколений – непременное условие в нашей жизни и деятельности, - говорит Аарон Кагановский. – Поэтому мы уделяем такое большое внимание этому ключевому вопросу, и он у нас свято чтится. В Мариуполе идентифицировали свою принадлежность к еврейскому народу около 3 тысяч человек.
 
Наши волонтеры помогают пожилым людям – и  не только еврейской национальности, но и по возможности тем, кто в ней нуждается. И здесь хотелось бы сказать слова благодарности нашим активистам-волонтерам Вусале Юсифове, Инне Шумуртовой, Маше Панской, Игорю Голодницкому и многим другим, кто активно участвует в жизни общины, помогает организовать на хорошем уровне благотворительные акции и городские мероприятия.

 


Праздники Ханука, Песах, Пурим уже знакомы многим горожанам. Мы всегда рады принимать участие в жизни города, знакомить интересующихся людей с нашими культурно-бытовыми, национальными традициями и духовными ценностями. Кто-то из классиков сказал, что город становится миром, когда начинаешь любить одного из живущих в нем.

 


Так  будем же все дружны, любимы и лояльны друг к другу в нашем общем большом городе».

/uploads/news/964x620/files/062113/21062013040228_.jpg
2013-06-21 15:50:00