Украина начинает войну с китайской обувью

Импорт китайской обуви в Украину растет стремительными темпами. Украинские производители решили инициировать проведение антидемпингового расследования, для чего уже начали сбор доказательных материалов, сообщает ЛIГАБiзнесIнформ.

Шансы на успех затеи велики, ведь у отечественной легкой промышленности уже есть опыт расследований и ведения дополнительных пошлин по некоторым категориям товаров. Важно четко соблюдать процедуру, чтобы не нарушить требований ВТО, а также учитывать просчеты, допущенные в прошлом, говорят эксперты.

По словам президента Лиги производителей обуви, кожгалантереи, меховых изделий Укркожобувьпром Александра Бородыни, ассоциация начала собирать доказательные материалы для инициирования антидемпингового расследования в отношении обуви, импортируемой в Украину из Китая.

"Продолжается откровенный демпинг китайской обуви на украинский рынок. Таможенная стоимость импорта китайской обуви в среднем составляет 3-3,5 долл. за пару. Это - смешная цена, этого быть не может, так как в магазинах совершенно другие цены", - утверждает Александр Бородыня. Между тем, по его оценкам, на сегодня доля импортной обуви на украинском рынке по-прежнему остается на высоком уровне -70-80%.

По результатам 2010 года, сообщила исполнительный директор ассоциации Укрлегпром Татьяна Изовит, например, средняя таможенная стоимость одного костюма мужского выросла с 2,9 долл./ед. долл. в 2009 году до 7,2 долл./ед. в 2010 году, костюма женского - с 3,2 долл./ед. – до 5,79 долл./ед., чулочно-носочные изделия– с 0,12 долл./пару – до 0,17 долл./пару соответственно. "Такая стоимость не может покрыть даже себестоимость производства указанных товаров, и даже в Китае", - утверждает эксперт.

В целом динамика импорта в Украину товаров легкой промышленности, в том числе обуви, показывает заметный рост. Если в 2007 году импорт товаров данной категории превышал экспорт в 1,18 раза, то в 2010 году импорт превысил экспорт в 2,4 раза, а за первое полугодие 2011 года - в 2,5 раза.

Что касается конкретно импорта обуви, то, по данным Укркожобувьпрома, в прошлом году в страну было завезено приблизительно 120 млн пар обуви, что на 70% больше объемов, завезенных в 2009 году. В то же время собственное производство обуви в стране выросло в 2010 году всего примерно на 10%, до 50 млн. пар.

Татьяна Изовит поддерживает намерение украинских производителей обуви начать антидемпинговое расследование против импорта китайского товара. По ее данным, именно на импорт обуви из Китая приходится порядка 80% от всего объема импорта товаров легпрома, в то время как на другие виды товаров (текстиль, одежда) - порядка 50-70%. При этом, несмотря на огромный удельный вес в общих объемах импорта товаров легпрома в натуральном выражении, в денежном эквиваленте этот удельный вес в разы ниже, добавляет эксперт.

Глава Укрлегпрома рассказала, что ассоциация уже проводила и антидемпинговые расследования (по импорту определенных видов товаров легпрома с привязкой к конкретной стране), и спецрасследования (без привязки к конкретной стране). Например, результатом проведения спецрасследования по импорту хлопчатобумажных тканей стало введение дополнительной ввозной пошлины, пишет MIGnews.com.ua.

В предыдущих случаях эффект от введения ввозной пошлины на соответствующие товары был кратковременным: "Ввели пошлины. Несколько месяцев предприятия радовались, однако дальше начался импорт тех же товаров, но под другими товарными подкодами. Так, например, ткань завозилась под кодом "Молотки отбивные", - рассказывает Татьяна Изовит.

По ее словам, долгосрочный положительный эффект от введения дополнительных пошлин возможен, если после их введения будет осуществляться четкий контроль за импортом товаров под правильными кодами.

Исполнительный директор Укрлегпрома напомнила, что согласно украинскому законодательству для проведения расследования и принятия решения о применении возможных мер предоставляется 270 дней. В данном случае, по ее словам, необходимо получить данные от 51% всех производителей обуви в Украине о том, что импорт из Китая наносит существенный ущерб отечественному производству.

Наталия Мыкольська, старший юрист ЮФ Василь Кисиль и Партнеры, напомнила, что соглашения ВТО прямо предусматривают триаду защитных мер, которую страны-члены ВТО правомерно могут применять при соблюдении определенных условий, а именно:

- антидемпинговые меры, применяемые в случае, когда товары импортируются в Украину по демпинговым ценам, что причиняет ущерб национальным производителям Украины;

- компенсационные меры, применяемые в случае, если в стране происхождения товара производитель субсидируется государством в порядке, не соотвествующем правилам ВТО, в результате чего он может на более выгодных условиях импортировать свой товар в Украину, что дает ему существенные преимущества, по сравнению с национальными производителями и, следовательно, причиняет ущерб последним;

- защитные меры (согласно терминологии украинского законодательства - специальные), применяемые в случае существенного, внезапного, непредвиденного роста импорта в Украину определенного товара. Особенностью применения таких мер, в отличие от антидемпинговых и компенсационных, является то, что такие меры применяются против импорта, осуществляемого в рамках честной конкуренции, а потому такие меры имеют экстраординарную природу и должны применяться в исключительных случаях.

Аналогичные меры предусмотрены и законодательством Украины, напоминает Наталия Мыкольська. Следовательно, применение антидемпинговых мер к любой стране-члену ВТО, в том числе к Китаю, по ее убеждению, в полной мере будет соответствовать обязательствам Украины, взятым в рамках ВТО.

Вместе с тем, для введения таких мер необходимо соблюсти ряд существенных моментов. Так, антидемпинговые меры должны применяться исключительно по результатам антидемпинговых расследований (исключением являются предварительные антидемпинговые меры, которые могут применяться еще на стадии проведения самого расследования), говорит старший юрист ЮФ Василь Кисиль и Партнеры,

Кроме того, говорит юрист, важно, чтобы по результатам такого расследования было обоснованно доказано следующее:

- товар национального производителя является подобным к импортируемому товару;

- собственно наличие демпинга. "Если говорить упрощенно, то речь идет об импорте, осуществляемом по ценам ниже, чем цены, по которым этот же товар продается на внутреннем рынке страны происхождения. При этом следует обратить внимание, что, как показывает наш опыт, очень часто в ходе антидемпинговых расследований выясняется, что, на самом деле, речь идет не о демпинге, а просто о занижении декларируемой таможенной стоимости импортерами", - говорит юрист;

- причинение ущерба национальному производителю;

- наличие причинно-следственной связи между демпинговым импортом и ущербом. Юрист отмечает, что необходимо разграничивать ущерб, причиненный собственно демпинговым импортом, и ущерб, причиненный другими факторами (например, если из-за кризиса спрос на товары национального производителя существенно сократился, убытки причиненные таким сокращением не должны рассматриваться как ущерб, причиненный демпинговым импортом), иначе это будет прямым нарушением правил ВТО и украинского законодателсьтва.

- применение мер должно соответствовать национальным интересам, как минимум, интересам потребителей, не вести к монополизации рынка и т.д.

В случае, если все упомянутые факты будут надлежащим образом доказаны, отмечает Наталия Мыкольська, по результатам антидемпингового расследования вполне реально и целиком законно введение антидемпинговых мер в форме антидемпинговой пошлины.

Как показывает официальная статистика ВТО, против Китая достаточно часто инициируются торговые расследования, по результатам которых применяются соответствующие меры. Например, за период 1995-2010 годов ЕС инициировал 96 антидемпинговых расследований, США – 101. Антидемпинговые меры были приняты по 68 и 79 расследованиям соответственно.

К тому же, напомнила Наталия Мыкольська, в ЕС уже было проведено антидемпинговое расследование против импорта обуви происхождением из Китая, и по результатам принято решение о применении антидемпиноговых мер. Правда, указанное решение в настоящее время оспаривается Китаем в рамках процедуры рассмотрения споров в ВТО.

Что касается возможности применения ответных мер со стороны Китая, то если антидемпинговые меры будут применены в случае наличия всех необходимых обстоятельств, Китай, по словам юриста, не будет иметь права применить каких-либо ответных мер.

Однако если будут допущены определенные ошибки в ходе расследования или антидемпинговые меры будут применены с нарушением соглашений ВТО, тогда Китай сможет оспорить соответствующие решение в рамках ВТО. Если по результатам рассмотрения такого спора будет установлена безосновательность применения мер, тогда Китай может требовать от Украины отмены примененных мер.
/uploads/news/964x620/files/072911/29072011051347_y.jpg
2011-07-29 16:10:00