Украинское Приазовье: на гребнях великих эпох

Казачество в Приазовье: краткий исторический экскурс

Как свидетельствуют исторические хроники, зимовники запорожских казаков появились на северном берегу Азовского моря еще в XVI веке, которые занимались рыболовством и охотой. Для защиты промыслов, зимовников и дорог от нападения ногайских и крымских татар запорожцы поставили в устье Кальмиуса сторожевой пост – крепость Кальмиус (Домаха). Она охраняла альтернативный путь из Днепра в Крым через реки Самара, Волчья и Кальмиус. В 1611 году крепость стала центром Кальмиусской паланки Войска Запорожского Низового и центром украинской колонизации восточного побережья Азовского моря.

После ликвидации в 1775 году Запорожской Сечи в соответствии с указом Екатерины Второй Кальмиусская паланка была реорганизована в Кальмиусский уезд Азовской губернии, а казачье население депортировано в район среднего течения Днепра. Это делалось для искоренения в Приазовье самую память о казачестве.

Если следовать академичной исторической хронологии, в 1778 году был заложен уездный город Павловск. В это же время началось переселение из Крымского ханства христианских греков. В 1779 году городу присвоено название Мариуполь, а позже в нем и окрестностях были поселены греки (1780г.)


Жители приморского города (в 1782 г. их было 2948 чел.) занимались выделкой кож, изготовлением свечей, производством кирпича, черепицы, извести. Получили развитие кузнечное и бондарное ремесла. Но главным занятием жителей города являлась торговля. В Мариуполь украинские чумаки привозили соль, деготь, пеньку, рогожи, смолу и другие товары. Из Мариуполя увозили кожи, шерсть, вяленую азовскую рыбу, балыки, икру.

Решающую роль на этапе раннего заселения левобережья Кальмиуса играли украинцы, вышедшие из Малороссии, которые приходили сюда в XVIII веке в надежде поступить в донские казаки, но были закреплены за войсковыми чиновниками.


Одним из первых крупных поселений украинцев на побережье принято считать село Широкино, основанное в 1797 году.


В XIX веке возник хутор Косоротово, созданный в 1808 году хорунжим Степаном Косоротовым. Позднее возникают хутора Коньково, Кононово; на левом берегу Кальмиуса – Благовещенский, Табунщиков, Морвин.

В 1849 году в урочище Кривая Коса для несения таможенной охраны побережья Азовского моря была учреждена казачья станица Ново-Николаевская. В станичный округ вошли основанные в конце XVIII – начале XIX века хутора Кривая Коса, Обрыв, Самсоново, Безыменное, Хомутово.


В тех же 40-50г.г. XIX века продолжился процесс раздачи казенных земель, которые не были освоены греками. Для этого в Приазовье привлекались государственные крестьяне из малоземельных украинских и русских губерний. Так со временем образовались Александровка, Еленовка, Елизаветовка, Марьинка, Павловка, Петровское и другие села.

Сегодня в Приазовье четко не разграничишь – где украинское, а где русское село, настолько плотными они стали по своему национальному образованию. Тем не менее, каждое может гордиться разнообразием культур и традиций и, что немаловажно, добрососедскими отношениями.

В Мариуполе за долгие годы сложился толерантный межнациональный фон, где каждая национальная община (общество) достойно представляет свой народ со своим духовным и культурным наследием, в полной мере проявляя свои особенности и в быту, и в дни своих национальных праздников.


Украинский Мариуполь представляет культурно-просветительское общество «Просвіта», в рядах которой объединены общим делом люди самых разных профессий и увлечений. Это глубоко интеллектуальная среда единомышленников с разносторонними интересами, широким взглядом на происходящее в социуме, для которых Украина – нечто большее, чем государственное образование. Она – символ. Она – сердце. Она – жизнь.

«Просвіта»: люди, взгляды, позиция

В этом году исполняется 145 лет со дня основания Всеукраинского общества «Просвита» им.Т.Шевченко. В Мариуполе оно ведёт свою столетнюю историю и перекликается с разными историческими периодами.

В 1989 году мариупольские просвитяне возобновили свою деятельность – этот год стал новой вехой в истории развития культурно-просветительского общества.


Активное участие в его возрождении принимали Анатолий Мороз (ныне – председатель мариупольского отделения «Просвіти»), Зинаида Исаева и Анатолий Манченко, Зинаида Савчук, Григорий Кучерявый и Василий Герасимович, Римма Рубан и Любомир Гудз, другие люди с богатым духовным и культурным потенциалом.


Сегодня мариупольская «Просвіта» - одна из активных и последовательных в своей деятельности в Украине, о которой знают и за пределами страны.

Мы не будем поднимать идеологические и политические аспекты, которые так или иначе принимают просвитяне, потому как сегодня, в период «мозаичных» убеждений и взглядов, в государстве более важной становится необходимость понимания социокультурного подхода к общественным отношениям (настроениям). И здесь стоит сказать вот о чём.

Сейчас очень популярным стал термин «национальная самоидентичность». О её проявлениях говорят много и всяко. И порой путают с «национальным радикализмом». А это по своей сути разные идеологемы.


Но все-таки: каким бы ни было неоднородным по своему составу государство, представление о едином народе-нации является ключевым моментом обеспечения стабильности и согласия в обществе.

Идеология гражданской нации включает принципы ответственного гражданина, единую систему образования, версию общего прошлого с его драмами и достижениями, чувство любви к Родине и лояльность к государству, а также отстаивание национальных интересов.


Всё это составляет то, что называют национализмом в его гражданском и государственном варианте. Этим принципам следует «Просвита» и во главу угла ставит просветительскую деятельность как одну из форм национального самовыражения.


Председатель Мариупольського городского отделения Всеукраинского общества «Просвита» им. Т.Шевченко Анатолий Мороз:

«Ми стоїмо за відродження української мови і культури. За останні роки в Донбасі виразно бачиться «зачистка» всього українського, хоча всі ми живемо на великій українській землі.

Існує Декларація ООН про титульні нації, але ми не говоримо в даному контексті про національну ідентичність - це справа інших народів, які проживають в Україні. Ми маємо свою – українську культуру, яку повинні берегти та примножувати. Маріуполь - багатонаціональне місто, де проживають народи різних культур і віросповідань. І ми готові співпрацювати з усіма громадами та громадськими організаціями, але не можна забувати і про свою власну культуру, честь,- якщо хочете. Зватися українцем - це зовсім не гордість, це - сама сутність людини, яка числить себе національним патріотом, переконаним у своїх принципах і поглядах, побудованих на гуманістичній, толерантній основі»


Еще в 1868 году на Первом съезде «Просвиты», во Львове, была кратко сформулирована программа общества. Из неё следовало, что «каждый народ, который хочет добиться самостоятельности, должен заботиться о том, чтобы народные массы поднялись до той степени просвещения, чтобы она услышала себя членом народного организма, почувствовала свое гражданское и национальное достоинство и узнала необходимость существования нации как отдельной народной индивидуальности».


Майя Уколова, просвитянка: «Служіння українському народу - у широкому сенсі цього слова - стало моїм життєвим кредо. І я вважаю, що сьогодні, в період політичних метаморфозів, потрібно правильно зрозуміти і підняти на відповідний рівень шкалу історичних цінностей України. У сьогоднішньому вирі подій вона не загинула, але, чесно кажучи, і не живе повноцінним життям. Я - націоналістка. І розумію націоналізм як науку, як здоровий погляд на культурно-історичні цінності українського народу, який добував їх в найскладніші часи свого існування. Ми хочемо бачити Україну сильною і вільною, зі своєю національною культурою та традиціями, яка з часом повинна зайняти гідне місце у світовому співтоваристві».


Просвещение и искусство – как категории осмысления украинства

В мариупольской «Просвите» немало талантливых, творческих, неординарно мыслящих подвижников, для которых «рідне слово» - это и вдохновение, и видение новых форм самовыражения, и осмысление значимости своего «Я» на земле. Если говорить о сущности творчества Владимира Нестеренко (именно о сущности), то здесь следует вообще задуматься о глубине процессов самого мироздания, - настолько широк диапазон мышления автора и проникновения в суть человеческого естества, - Земного и Небесного.

Книги «Любовь» (2006г.), «Исповедь» (2008г.) посвящены зарождению украинской азбуки и роли Высшего Разума в её возникновении.

«Літери, а точніше символи – є істинне творіння нашого Небесного Отця. – Перші літери (знаки) – це абетка богів, яку люди отримали для спілкування з ними» ,- этот постулат Владимира Нестеренко подкрепляется еще одним исследованием. В недрах мудрости «Велесовой книги» автор старается постичь её тайный смысл и пробует восстановить содержание и дух, присущий нашим предкам в IX веке, основанный на переосмыслении тогдашнего алфавита и письма.

У автора имеется оригинальный перевод на украинский язык призведений Сергея Есенина, на особом месте глубокое исследование связей - символы – религия – письменность в труде «Незгубне слово У-Країни».

У книг Владимира Нестеренко обширная география: от мариупольских библиотек и библиотек других городов Украины – до заокеанских почитателей его таланта.

Одухотворенного поэзией, музыкой, искусством, Григория Кабанцева можно вполне считать счастливейшим человеком. В свои восемьдесят он подвижен, активен и жизнерадостен. За ним – своё открытие Украины и Европы. Побывав во многих странах, путешественник признаётся:

«Де б я не був, якими б шедеврами людського генія не захоплювався, я завжди знаходив ті стежки, які приводять мене в Україну. - Маріуполь - моє рідне місто, і мені дуже хочеться бачити його завжди молодим і усміхненим. Нам потрібно цінувати й берегти свій, споконвічний початок. У рідному слові та культурі – паростки майбутнього».


Вячеслав Удовиченко – не мыслит жизни без задушевной украинской песни, он автор десяти сборников стихов и многих песен. Как электрик-изобретатель, имеет высокие достижения на Всеукраинских конкурсах, написал книжку для школьников по бытовому энергосбережению. Поэт и изобретатель говорит так: «Те, що ясне, хай буде людям корисне, і від цього їм стане тепліше». Вот такая метафизика, сочетающая и техническое, и поэтическое…

Большую работу в «Просвите» ведет библиотекарь Луиза Савинова, которая пишет замечательные стихи, владея словом не только в поэзии, но и на агитационной трибуне. Николай Ворожбит – тоже пишет стихи, имеет несколько поэтических сборников, помогает в издании общественно-просветительского вестника «Домаха» и пишет вдумчивые, полновесные по содержанию статьи.

Не мыслит себя без «калинової пісні рідної мови» кандидат технических наук, физик Валентин Антошко – он активно принимает участие во всех мероприятиях «Просвіти».


Глубоко понимают свою причастность к украинскому древу Григорий Козуб и Надежда Широкова, Иван Бондарь и Лариса Тонковид, Людмила Мечетна и Григорий Лебей, Лидия Олийниченко и Вера Амброщук, Ирина Молчанова и Василий Литвиненко, Владимир Литвин и Василий Шкумлат, другие просвитяне, для которых слово и дело связаны крепким узлом украинства.

Председатель Мариупольского отделения «Просвіти» Анатолий Мороз отмечает, что вся деятельность городского общества построена на плановой работе и включает в себя достаточный перечень проводимых мероприятий. Сейчас едет подготовка к Съезду просвитян, приуроченного к 145-летию основания общества; в сентябре этого года он пройдет в Киеве. В дальнейшем – намечены конференция по Второй мировой войне и организация гуманитарного интеллектуального подиума в Мариуполе «Німб Сковороди».


«Вся наша робота спрямована на відродження історичної пам'яті українського народу та його культурних цінностей. Зараз дуже важливо правильно повернути вектор устремлінь і планів, як влади, так і народу, оскільки саме він є основним джерелом державної сили. І акцент на поєднанні «український народ» - як підтвердження, що без цього сплаву не створити державу майбутнього».

/uploads/news/964x620/files/082413/24082013031531_.jpg
2013-08-24 14:55:00